четверг, 29 июня 2017 г.

Консультация для педагогов:

"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"



Значение формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом.

Работа с детьми по формированию ОБЖ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях можно создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, нужно рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей:

• Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т.д.)
• Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т.д.)
• Чтение художественной литературы (С.Калинин «Как ребята переходили улицу», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
• Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т.д.)
• Строительные игры («Улицы нашего города» и т.д.)
• Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т.д.)
• Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т.д.)
• Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т.д.)
• Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т.д.)
• Использование видеоматериалов
• Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций
• Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т.д.)
• Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.)
• Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т.д.)
• Театрализованные игры, инсценирование («Кошкин дом» и т.д.)
• Загадки, пословицы, поговорки по безопасности
• Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ

Большое внимание необходимо уделять не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно использовать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный).


Работа с родителями для формирования ОБЖ у детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Необходимо обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ можно проводить следующие мероприятия:

• Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»
• Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»
• Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»
 Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.
• Анкетирование.
• Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий